"Я знаю, что заключения, к которым приводит это сочинение, будут названы крайне нерелигиозными; но тот, кто так клеймит их, обязан доказать, чем безбожнее объяснять начало человека, как отдельного вида, проихождением от какой-нибудь низшей формы путем изменений и естественного подбора, нежели объяснять рождение отдельного неделимого посредством законов обыкновенного вопроизведения. Рождение как вида, так и неделимого одинаково составляет часть того длинного ряда последовательных явлений, которые наш ум отказывается признать за результат слепой случайности. Разум одинаково восстает против подобного заключения, все равно, верим мы или нет, что всякое легкое изменение в организме - соединение каждой пары в браке, распространение какого-либо растительного семени и т.п. явления - были все предназначены для какой-нибудь особой цели".
читать дальше"Основное заключение, к которому приводит это сочинение, именно происхождение человека от какой-нибудь низко организованной формы, покажется, - как я думаю с сожалением, - крайне неприятным для многих особ; но зато едвали кто-то усомнится в том, что мы произошли от дикарей. Удивление, которым я поражен, увидев в первый раз кучку жителей Огненной Земли на диком, каменистом берегу, никогда не изгладится из моей памяти, потому что в эту минуту мне сразу пришла в голову мысль: вот каковы были наши предки. (...) Тот, кто видел дикаря на родине, не будет стыдиться признать, что в его жилах течет кровь какого-нибудь более скромного существа. Что до меня касается, я бы скорее желал быть потомком храброй маленькой обезьянки, которая не побоялась броситься на страшного врага, чтобы спасти жизнь сторожа; или от старого павиана, который, спустившись с горы, вынес с трмфом молодого товарища из толпы удивленных собак, чем быть потомком дикаря, который наслаждается мучениями своих неприятелей, приносит кровавые жертвы, убивает своих детей без всяких угрызений совести, обращается со своими женами как с рабынями, не знает никакого стыда и предается грубейшим суевериям".Ч.Дарвин